Для эффективности терапии важно, чтобы отношения между клиентом и психологом оставались только терапевтическими. Клиент ничего не должен своему терапевту кроме оплаты его работы. В том числе клиент не должен писать "хороший отзыв", чтобы помочь терапевту в продвижении его услуг.
Терапия строится на доверии. Всё, что происходит на консультациях — личная история, переживания и сам факт обращения — конфиденциальная информация.
Почему это важно?
Клиент в ответ на просьбу терапевта написать отзыв, может почувствовать обязанность это сделать — из-за переноса, стыда или страха показаться «неблагодарным». И вместо того, чтобы направлять свое внимание и энергию на нужные ему самому процессы, будет работать маркетологом своего терапевта.
Позитивные отзывы могут восприниматься как социальное доказательство и своего рода гарантия, "раз помогло кому-то, то поможет и мне", хотя результат в терапии всегда индивидуален и конечно не может быть гарантирован. Ряд профессиональных сообществ и ассоциаций психологов запрещают использование отзывов клиентов в публичных целях, так как это может вводить клиентов в заблуждение относительно возможных результатов и рисков терапии.
Практика сбора отзывов может негативно влиять на психолога, смещая фокус его внимания с процесса помощи клиенту на попытки понравиться, чтобы получить хороший отзыв. Хорошие впечатления клиента от консультации не означают хорошо проделанной работы.
А как же тогда выбрать психолога если нет никаких отзывов?
Я просто прошу своих коллег порекомендовать мне нужного специалиста. И глядя на сайт или соц. сети психолога, задаю себе два вопроса:
— Возникает ли у меня чувство доверия?
— Смогу ли я быть собой в контакте с этим человеком и обсуждать важные, уязвимые темы?
Хороший психолог — не тот, у кого много дипломов, сертификатов или регалий.
Это человек, рядом с которым именно вам можно быть собой, получать поддержку и помощь в ваших процессах. Есть ли у этого специалиста профильное образование, опыт личной терапии и супервизии? Конечно об этом можно спросить, но даже три высших образования и 20 лет личной терапии не гарантируют, что психолог сможет вам помочь.
В первую очередь ориентируйтесь на свои ощущения в процессе работы. Если вас что-то смущает — это всегда можно обсудить на консультации.